151151 - Ермоленко Игорь (Самара) (151151) wrote,
151151 - Ермоленко Игорь (Самара)
151151

В.ТАРХОВ: «ПРОМПАРТИЯ» КАК НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Оригинал взят у m_kalashnikov в В.ТАРХОВ: «ПРОМПАРТИЯ» КАК НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Максим Калашников

ВИКТОР ТАРХОВ: «ПРОМПАРТИЯ» КАК НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Стране нужно не авантюрное «вступление в ВТО», а элементарно разумная промышленная политика. Но без сплочения промышленников ничего не получится

По сути дела, отечественную промышленность буквально стирают с карты Родины. Власти в Москве не желают замечать того, что происходит в регионах. А присоединение РФ к ВТО убьет остатки отечественного реального сектора. Вот почему назрела необходимость создания настоящей «промпартии», - считает Виктор Александрович Тархов.
В. Тархов – крупный бизнесмен, чье дело – и нефтехимия, и топливоснабжение, и производство современной легкой авиации. Успел он побывать и мэром миллионной Самары в 2006-2010 гг. Потому к его словам следует отнестись с большим вниманием.


НОВЫЙ 1937-Й ДЛЯ ПОСЛЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Неолиберально-«рыночный» маразм в политике Москвы крепчает. Первое, с чего началась наша беседа с Виктором Тарховым – так это с красноречивого примера самарского завода «Авиагрегат». Успешное предприятие, делающее продукцию мирового уровня (многоосевые шасси для самолетов) лишается опытного директора-производственника советской школы. Вместо него главный акционер завода (пресловутая корпорация «Ростехнологии») решил посадить своего человечка – 28-летнего мальчишку, ни черта не понимающего в сложнейшем производстве, невесть как и непонятно кем «избранного» в кабинетах столичной госкорпорации.
Что он может принести на хорошо работающее предприятие? Опыт успешной работы в сложнейшей отрасли? Но его у московско-«госкорпорационного» человечка 1984 года рождения (коему в момент гибели промышленного СССР было всего семь лет), нет по определению – ибо наше авиастроение двадцать лет пребывало в упадке. Каким опытом, кроме банальной распродажи «того, что не нужно», может обладать сей птенец путинских «силовиков-государственников»? И можно чуть не об заклад биться: ничего хорошего для завода сие «омоложение руководства» не принесет.
По сути дела, перед нами – образчик того уничтожения последних толковых представителей корпуса «красных инженеров и директоров», что пошел с 2000 года. При Ельцине развал и бардак царили наверху, но на низовом уровне еще сохранялись компетентные советские профессионалы, доросшие до директорских кресел с постов инженеров и мастеров заводов. Те, кто знал свое производство и отрасль досконально, имея опыт реальных успешных проектов. Да, времен Советского Союза – но другого источника производственного опыта просто нет. «Красные инженеры» и советские технократы худо-бедно смогли спасти остатки отечественной высокотехнологичной индустрии. При Ельцине Москве хватало ума их не менять.
С приходом же путинского режима начался буквально «новый 1937 год» для последнего кадрового резерва страны. На место опытных директоров стали усаживать каких-то молодых хлыщей и откровенных проходимцев, абсолютно некомпетентных в профильном производстве. Они, в свою очередь, устанавливали себе запредельные зарплаты и буквально разрушали предприятия, разворовывая их, пуская с молотка все, до чего дотягивались их лапы. Словно вампиры, эти назначенцы Москвы буквально высасывали остатки крови из еще вчера живых заводов и научно-производственных объединений.
И этот убийственный маразм продолжается.
- С самарского «Авиагрегата» убрали зубра, который каждый год наращивал на 10-15% объемы выпуска не в денежном выражении (из-за инфляции), а именно в физических показателях! – возмущается Виктор Тархов. - Зачем? И что теперь ждет завод, где работают пять тысяч человек?
И это при том, что самарский и нижегородский авиаагрегатные заводы (наследие авиапрома СССР), в отличие от европейцев, могут делать многоосевые шасси для крупных самолетов. Да-да, развитые, технологически продвинутые европейцы этого не умеют! Но, как видите, нынешнюю Москву такие директоры не устраивают.
Но кто может покончить с этим разгулом маразма, с этим буквально истреблением компетентных производственников, с нашествием настоящих варваров, которые способны только разрушать и что-нибудь «толкать» на сторону по цене металлолома? Думаю, что извне помощи ждать не приходится. Имеющиеся политические силы этим не озабочены. На нынешних московских чиновников рассчитывать? Это глупо. Это – вовсе не советские управленцы-профессионалы. Давно пора промышленникам всей страны объединиться и стать реальной силой…


О ВТО И КИТАЙСКОМ ПРИМЕРЕ
- Виктор Александрович, сегодня власть вталкивает РФ в ВТО. И к катастрофе с уничтожением последних опытных кадров в промышленности добавляется, по нашему разумению, еще одна беда: уничтожение уже самих предприятий. А вы как расцениваете «эпопею» с поспешным вступлением в ВТО?
- Да это просто зачистка территории страны от какой бы то ни было промышленности! И особенно это режет глаз при сравнении того, что делает китайское руководство для индустриального развития Китая – и тем, что воротит Москва.
Попробую показать это на конкретном примере. В январе мы заключили контракт на поставку двух самолетов нашего производства в КНР («Элитара-202» и «Элитара-Сигмы» - прим. ред.). Зачем китайцам наши легкие самолеты? Да потому, что у них экономика при всей своей рыночности развивается по пятилетним планам. Их нынешняя, 12-я пятилетка, объявлена в том числе и пятилеткой развития легкой авиации.
Мы с вами, Максим, полтора года назад говорили о том, что для РФ развитие массовой легкой авиации может стать прорывом (.http://rutube.ru/tracks/3638221.html).

Легкие самолеты помогут справиться с бездорожьем, снова свяжут между собой тысячи населенных пунктов, помогут освоить Сибирь, откроют для туристического бизнеса сотни уголков огромной страны. Это способно не только вывести отечественный авиапром из кризиса, не только дать мощнейший толчок отечественной промышленности и выход на перспективный мировой рынок, но и выведет РФ на совершенно новый уровень развития.
- Помню, Виктор Александрович, еще как помню! Полностью разделяю эту точку зрения. Я тут в сборнике Артема Драбкина о ветеранах Великой Отечественной войны вычитал интересный факт - из воспоминаний Елены Малютиной, пилота-бомбардировщика.
«Окончив училище на У-2 (в 1938 г. – прим. М.К.) , я была направлена в уральскую авиагруппу, в Казань, в отряд спецприменения. Аэродром располагался в километрах трех от Казани… Возили почту, рожениц из деревень в Казань, химобработкой занимались – в общем, спецприменение. «Мимино» смотрел? Ну вот и мы тоже коз возили. Аэродромы были грунтовые, небольшие площадки…»
Значит, в проклятом тоталитарно-сталинском СССР 1938 года, стране еще вовсе не богатой, легкая авиация уже использовалась для связи между городом и деревнями. Даже, как видите, в режиме медицинской помощи. Можно ли сейчас представить себе, чтобы в нынешней РФ роженицу везли из села в город на небольшом самолете?
То есть, уже в 1938-м страна старалась вполне инновационно решать проблему бездорожья и коммуникаций, используя не дорогой автотранспорт, а легкую авиацию, сверхдешевые, фанерно-перкалевые бипланы Поликарпова. Они – гораздо экономичнее и выгоднее вертолетов. С тех пор технологии далеко шагнули вперед. Давным-давно технически можно строить замену автомобилей – легкие аэропланы короткого взлета-посадки, с экономичными моторами, со спутниковой навигацией и автопилотами, с системами взаимообмена информацией между машинами, с автоматизированной системой управления воздушным движением в отведенных для полетов коридорах.
Такие авиетки-авиамобили могут связать отдаленные населенные пункты, городки и деревни. В сочетании с Интернетом и другими инновационными видами транспорта они создали бы новую и относительно недорогую систему сообщений и включения в большую жизнь малых населенных пунктов.
Скажу больше – это может стать новым транспортом для моей мечты: россыпи усадебных городов-футурополисов. Для тысячи новых (усадебных) городов – мечты не только Калашникова, но и Крупнова, и Кривова, и Гребнева, и Сибирякова, и Василова. Тем паче, что создание относительно дешевых летающих замен автомобилям и дорогим шоссе – это разработки нескольких команд в нынешней РФ, в том числе – и вашей. Развертывание массового производства и применения легких ЛА означает прорыв РФ на совершенно новый рынок, сильнейший стимул для развития всех отраслей, связанных со строительством и использованием легкой авиации!
- И мы об этом не устаем твердить, Максим. И реально делаем легкие машины, которые уже стоят почти вдвое дешевле американских самолетов типа «Сессна». Но только мы говорим – а китайское государство реально делает. В КНР не на словах, а в жизни воплощается та программа «Гражданин – на легкий самолет!», о которой мы пока лишь мечтаем.
Итак, встречаемся мы с представителями небольшой китайской компании, которая, однако, строит аэродром и закупает авиатехнику. Причем самую разнообразную: у нас – две машины, еще две – у другой отечественной фирмы, плюс легкие самолеты в Чехии и Германии. Покупают, чтобы самим попробовать и выбрать оптимальный для Китая вариант. Спрашиваю у гостей: «Мужики, а в чем интерес китайской компартии и правительства к развитию легкой авиации?» Китайцы изумились: мол, что за глупый вопрос? У нас, отвечают, огромная территория, 80% населения жмется к побережью Тихого океана, есть большие пустынные пространства. Гоби, например. Но и там есть населенные пункты, которые нужно связывать с Большой землей. К тому же, говорят китайцы, у нас – многонациональное государство. Потому связь-то надо обеспечить! То есть, они реально заботятся о стране и ее народе.
«У нас сейчас только 800 легких самолетов, - рассказывают китайские товарищи, - а в России – около пяти тысяч. Но к концу XII пятилетки (2011-2015) в КНР будет около восьми тысяч легких машин. Причем задание расписали и по годам, и по фирмам-исполнителям. У нас – 200 аэродромов и взлетно-посадочных полос для ЛА. А к концу пятилетки будет уже три тысячи!»
Спрашиваю у китайца: вот вы приходите в какой-нибудь государственный или муниципальный орган, говорите, что вам нужен кусок земли под аэродром…
- Да, прихожу, пишу зявку – и мне выделяют участок… - отвечает гость немного озадаченно.
- А ты «откатить» при этом что-то должен, кому-нибудь взятку дать? – не унимаюсь я.
У китайцев, как у моей собаки Даны, аж голова набок, глаза – плошками округляются.
- Да вы что! Это ж партийная программа! Кто ж посмеет от нас что-то потребовать? Он же тогда – просто не жилец на этом свете…
Вот этим – все и сказано. Вот почему Китай может смело пребывать в ВТО, а у нас это вступление станет катастрофой.
- Во всяком случае, Виктор Александрович, вступать в ВТО нельзя до тех пор, пока у нас не будет хотя бы такая же дееспособная, думающая о стране власть, как в Китае…

ВНУТРЕННИМ РЫНКОМ КТО ЗАНИМАТЬСЯ БУДЕТ?

- Идем дальше, - говорит В.Тархов. - Облетываем новый самолет с лыжным шасси, который собрались продавать китайцам. Чуть не капотируем при посадке. В полете лопается одна из пружин, что держит носовую лыжу. Она задирается носком вверх. Хорошо, что не вниз – иначе бы получился бы крюк, точно кувыркнулись бы вперед при приземлении. Устраиваю разнос подчиненным. Выясняю, что пружины – из некачественного металла, китайского производства, в них проявилась остаточная деформация.
«Почему китайского?!» - ору, - «Мы же всегда из Нижнего Новгорода брали!»
Оказывается, производство этих пружин у нижегородцев погибло. Завод закрылся. (Наверное, очередной «эффективный менеджер» постарался). В России уже никто не делает пружин.
Мы скоро гвозди разучимся делать. Ну так же нельзя!
Нельзя уповать на мировой рынок. При размерах нашей страны мы все должны уметь делать сами. Никуда от этого не деться. Приоритет должен быть у внутреннего рынка.
Да, в СССР так и поступали. Из соображений того, что если завтра война, если завтра – в поход, то надо уметь делать все самостоятельно. Этот подход был не совсем дурным. Это такой подход, который используется в нынешнем Китае.
- И ни одна собака, называемая «либеральным экономистом», там и тявкнуть против не может…
- Именно! Китайцы чихать хотели на всякую чушь о том, что нужно закупать комплектующие где-то за рубежом и не тратиться на создание собственного производства. Они успешно локализуют, налаживают производство у себя дома. Чтобы как можно больше денег оставалось в их стране. Чтобы как можно меньше тратить средств на импорт, а больше – получать от экспорта. Китайцы делают ставку на огромный внутренний рынок и на масштабную кооперацию между своими предприятиями. Вот в чем преимущество реальной экономики!
Надеюсь, понятно, почему нынешний Китай может находить в ВТО, и почему нам туда вступать сейчас – нельзя ни при каких условиях. Сначала нужно наладить в РФ жизнь по здравому смыслу, с коррупцией и маразмом в экономической политике покончить. И это же объясняет, почему Китай после 2008 года смог «мухой проскочить» через глобальный кризис, до сих пор добиваясь экономического роста. А те, кто столько лет ломал реальный сектор – огребли по полной программе. Китайцам, занятым реальным сектором и развитием внутреннего рынка, было непонятно – что это там за кризис на Западе и у русских? Точно так же, как и нам в середине 1930-х было невдомек: что там за Великая депрессия на Западе?
Зачем китайцы покупают наши самолеты? Понятно, чтобы потом «слизать», не тратя времени и денег на разработку, и потом – производить массой. Прежде всего – для самих себя, для внутреннего рынка.
Беда нашей страны в том, что никто внутренним рынком вообще не занимается. Нефть, газ – привет на этом. Вроде бы, нам ничего другого и не нужно. И даже гвозди скоро станем закупать по импорту.
В общем, я – решительный противник присоединения РФ к ВТО…

НИКТО, КРОМЕ НАС
Мы беседуем с Виктором Александровичем долго и обстоятельно. Он рассказывает, как пытается воплотить свою небесную мечту – о создании не двухместных, а десятиместных легких самолетов, буквально - летающих автобусов. Как трудно делать это в нынешней РФ! Пока дело – на стадии проектирования четырехместного аппарата. Проблемы – те же. Денег мало. Государство РФ, в отличие от китайского, никакой госпрограммой работу не поддерживает.
- Вы посмотрите на программы практически всех политических сил, - продолжает Виктор Александрович. – Темы Сибири и Дальнего Востока как будто не существует! Что там за Уралом? Тайга – и все. Где забота о всей территории? Где обеспечение принципа: «Неважно, где живет российский гражданин – на Чукотке, на Камчатке или в Московской области»?
- А ведь политика поддержки государством своей промышленности – обыденное дело в Европе, США, Канаде. А у нас есть хоть что-то подобное?
- Опять пример приведу. Есть в Самаре завод «Электрощит». Директор, мой старинный приятель, звонит: Виктор Александрович, приезжай на пуск нового производства. «Какого производства?» - удивляюсь. Оказалось, купили они убитый завод «Продмаш», наладили выпуск перспективных трансформаторов до 600 кВ/А. Они годны для небольших предприятий, для дачных поселков и т.д. «Электрощит» изучил рынок, понял, что таких трансформаторов в стране не делают – и успешно стал заполнять нишу.
- А какое участие в это принимала областная администрация, областная государева инвестиционная компания? – спрашиваю.
- А что, такая и вправду есть? – изумляется мой приятель. Никакой помощи от регионального правительства не было. «Электрощит» просто сообщил ему о факте запуска нового производства – и все.
Вот вам и вся нынешняя промполитика. Все на энтузиазме производственников делается. Просто директор старого закала не умеет ничего в жизни, как что-то создавать.
- Вы не боитесь наплыва в РФ импортных дешевых легких самолетов?
- Наплыв будет, не но дешевых. Аналог по характеристикам нашему «Элитару-Сигме», «Сессна-152», стоит 130 тысяч долларов. А наш аппарат – 75 тысяч. Но у американцев – брэнд, марка, «номер один» во всем мире. Только за счет этого они выигрывают. Вот где нужна, например, государственная поддержка – брэнд-марку «раскрутить»…
- Ну да, а в ВТО все виды господдержки только снижаются, пригибаются к самой земле. Мол, «нерыночно».
- Не могу не согласится. Но если наше производство легких самолетов еще выживет, то село будет уничтожено совсем. Отечественное машиностроение станет самой беззащитной отраслью. Его то уже уничтожают за счет безразличного отношения государства. А тут его быстро добьют.
Когда говоришь с самарскими директорами о ВТО, у них остатки волос на голове шевелятся. А официальные лица излучают оптимизм: как все будет хорошо! Но им же приказали так говорить, они и стараются.
О чем думают «наверху»? О том, что у нас есть нефтегазовая «игла», и ее нам надолго хватит? Ерунда! Американцы успешно провели «сланцевую революцию», вскрыли громадные запасы газа. Они его скоро экспортировать примутся. Оказалось, что у каждого углеводородного месторождения есть еще и сланцевое дополнение – подложка. Уже понятно, что по крайне мере «газовая игла» РФ скоро затупится. А то и вовсе сломается.
К чему это говорю? К тому, что нужна нам в стране своя «промпартия». За 20 лет можно уже убедились: никто отечественную промышленность спасать не желает, ей самой придется за это браться. Объединять и руководителей, и трудовые коллективы. Иначе – все, край.
Вот мы начали разговор с кадровой катастрофы. Я – нефтехимик и нефтепереработчик по базовой специальности. Авиация – это увлечение, зов души. Казалось бы, я должен быть заинтересован в экспорте, в ВТО. Но я – против. Почему? Потому что и нефтехимия без разумной промышленной политики в стране погибает. Есть традиция: когда нефтехимики собираются, чтобы обсудить какой-то новый процесс или синтез, то первое слово обязательно дают самому молодому. Мне – уже 64 года, а я и поныне в самых молодых хожу! Кадры и в этой отрасли катастрофически состарились, даже здесь – кризис. Хотя, казалось бы, это – топливно-энергетический комплекс, нефтедоллары, экспорт вовсю. А кадры где? А после нас кто будет нефть страны перерабатывать? Уйдут последние советские ветераны – и все, привет! Нам вот о чем думать надо, а не о ВТО.
- Гибель русской промышленной цивилизации, впадение в новое варварство. Даже в, казалось бы, внешне благополучном нефтегазовом секторе…
- И здесь – разрыв поколений. Работал я до 1999 года в славной компании «ЮКОС». Тогда хватало ума – не трогать директоров, не громить весь «клан» нефтепереработчиков. Мы держали предприятия на плаву, сами искали и отбирали молодых специалистов, ездили по профильным вузам, глядели, подписывали договоры с ректорами и заведующими кафедрами. Точно так же работали с училищами, с техникумами, ныне переименованными в колледжи.
Таким образом, система работала. Она бездействовала наверху, но функционировала внизу, держалась на технократах из СССР. Теперь верхи полезли вниз. Насаждают своих «манагеров», что все угробят. Не дай бог, в процесс отбора специалистов влезет какое-нибудь Минобразования. Вот тогда наступит полная хана…
Поэтому и нужна, условно говоря, своя Промышленная Партия. Чтобы встать силой и потребовать от правительства: а ну-ка, расскажите нам, что вы творите?
- Этой силой пытается стать Партия дела во главе с агромашиностроителем Константином Бабкиным…
- Не знал. Увы, она пока что малоизвестна. Хотя дело – хорошее, его нужно делать.
- Обязательно устрою встречу Тархова и Бабкина. На почве противодействия вступлению в ВТО вы вполне можете «спеться»…
- Не возражаю. Добавлю: особой силой нужно становиться потому, что имеющимся партиям и власти промышленники и коллективы предприятий нужны только тогда, когда надо «правильно проголосовать». Пора заставить их считаться с миллионами тех, кто занят в реальном секторе!
Оформление во внушительную силу нужно еще и потому, что необходимо налаживать нормальное управление не только индустрией, но регионами и городами, не отдавая это на откуп «эффективным менеджерам» из «Единой России». Взять хоть нашу Самару, которая второй год – под властью «единоросса». И что? Дороги – по-прежнему страшные. Деньги, влитые их федерального бюджета на дорожное хозяйство города, ухнули - как в «черную дыру». Стройка метрополитена заморожена на неопределенный срок. А доходы в бюджете города на 2012 год – такие же, как у нас в 2010-м. Значит, они реально упали – на процент инфляции за два года. Можно ли это дальше терпеть?
Разобщенность промышленников более недопустима. РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) нам здесь не поможет.
Subscribe
promo 151151 january 20, 2014 12:38 37
Buy for 100 tokens
Как и обещал пишу про то как мэрия Самары решила пододвинуть алкопродавцов к образовательным учреждениям. Тем более, что Самарское обозрение уже опубликовало сегодня этот анонс))) Итак, 10 декабря 2013 года Глава Самары Д.И. Азаров подписал постановление N1760, регулирующее расстояние между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments