?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile My Website Previous Previous Next Next
Кремлевские ценности: надлом и перелом - Прорвемся, САМАРА!
Здравствуйте! С Вами Игорь Ермоленко!!!
151151
151151
Кремлевские ценности: надлом и перелом
Мой хороший знакомый, журналист Юрий Лобунов написал интересный текст пр эволюцию риторики Путина.

Эволюция риторики Путина: от универсальных общеевропейских ценностей к верховенству традиционализма и «патриотизма»

Автор: Юрий Лобунов
Разговор о ценностях в риторике Владимира Путина претерпел за последние шестнадцать лет колоссальные изменения. Процесс трансформации не был линейным, в нем явно заметны две транслируемые «граду и миру» ключевые фазы, которые достаточно просто отследить по заявлениям президента, зафиксированным на официальном сайте Кремля.

Гуманизм, демократия, права человека

Впервые о ценностях тогда еще исполняющий обязанности президента России Владимир Путин упомянул 6 января 2000 года, поздравляя соотечественников с Рождеством. «Непреходящие ценности христианства, сформулированные два тысячелетия назад, и в наши дни не утратили своего глубокого смысла», ‒ сказал он. Неделей позже, на торжественном вечере, посвященном тому же празднику, последовало уточнение: «Христианскими заповедями добра и милосердия, идеалами любви и сострадания к ближнему пронизана вся отечественная культура, труды величайших мыслителей и писателей России… У миллионов россиян разные религии, но у всех у нас одно будущее, одна Родина и одна страна – Россия. В этом наша неповторимость, наше богатство. Весь непростой исторический опыт России доказал: именно эти ценности вечны».

Опора на религиозные, но гуманистические ценности станет одним из основных трендов кремлевской риторики на долгие годы. Вторым ключевым декларируемым ценностным приоритетом были демократия и права человека. В январе 2000-го, обращаясь к «силовикам», и.о. президента сказал: «Призываю вас помнить главное – во главе работы всей правоохранительной системы страны должны стоять базовые ценности: защита личности, прав и свобод граждан».

«Новый политический облик России, ее законодательной и исполнительной власти создают уникальную возможность для консолидации российского общества, прочного утверждения в нем ценностей демократии и прогресса», говорил Путин в апреле того же года. В июне президент призывал «открыть россиянам и немцам новую перспективу, способствовать повышению благосостояния наших народов, единению Европы на базе общих ценностей прогресса, демократии и свободы».

«Мы, конечно, ориентируемся на общеевропейские ценности», «Сегодня базовые европейские ценности становятся органичной частью российского образа жизни», ‒ это цитаты 2001 года.

«В ней [в Конституции] основные права и свободы человека продекларированы высшей ценностью и заложены как нормы прямого действия», ‒ четко и однозначно формулирует Путин в 2002 году, «сделан еще один важный шаг на пути сближения России и Евросоюза, сближения на основе демократических ценностей, партнерства и взаимовыгодного сотрудничества», ‒ в 2003 году.

Пожалуй, самое твердое заявление было сделано в послании Федеральному Собранию в мае 2004 года: «Никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет. Приверженность демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации».

Хаос тенденций

Особенностью риторики первого президентского срока стало отсутствие твердой позиции в отношении ценностей. Иногда Путин говорил о ценностях, как о чем-то утвердившемся и неизменном: «Написание национальной идеи, или, как вы выразились, ее внедрение, считаю делом пустым и совершенно бессмысленным. Ее нельзя нарочно выдумать. Моральные и нравственные ценности народа складываются веками» (2000 год). «Наши стратегические цели обозначены, на мой взгляд, достаточно ясно – это сохранение демократических ценностей, развитие прав и свобод граждан, укрепление государства» (2004-ый).

Но периодически прорывалась некоторая неуверенность: ценности то нужно искать, то восстанавливать, то формировать, то пересматривать:

‒ «Сегодня мы не просто учимся слушать и слышать друг друга – мы реально ищем общие ценности».

‒ «Нам требуется и другая инвентаризация. Инвентаризация моральных ценностей, правильных ориентиров, общих целей, критериев, оценок».

‒ «Многие моральные ценности старого периода времени утрачены, а новые довольно медленно занимают свое место в душах и сердцах людей».

‒ «Нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей».

Тревожные нотки

В этот же период (до 2004 года) появляются в речах Путина и утверждения, которые явно не вписываются в намеченный изначально мейнстрим. Например, внезапно звучит примат государства над личностью:

‒ «Никаких других базовых ценностей, кроме патриотизма, любви к Родине, любви к своему собственному дому, любви к своему народу, религиозных ценностей, культурных ценностей, всего того, что составляет основы нашего бытия».

‒ «У нас есть нечто общее, что для нормального цивилизованного современного человека является высшей ценностью, – у нас общее Отечество».

‒ «Какая система ценностей может объединить нас сегодня? Та, на наш взгляд, которая разовьет основы национально-государственного самосознания и единство всех граждан России, чувство патриотизма и гордости за свою Родину».

Пожалуй, самыми тревожными оказались нотки мессианства:

‒ «Испокон веков нашу страну называли Святая Русь, и это имело свои исторические и географические причины. Но в это название прежде всего вкладывался большой нравственный смысл, подчеркивалась особая роль, которую Россия добровольно взяла на себя как хранительница истинных христианских ценностей».

‒ «Этому [позитивным изменениям] в немалой степени способствовала российская культура, культура, которая органично сочетает в себе духовность, во многом воспринятую еще от Византии, и европейские гуманистические ценности, в которые Россия внесла свой огромный вклад».

‒ «И когда кто-то говорит о Святой Руси, имеется в виду как раз возрождение традиций, возрождение морально-нравственных основ нашей культуры, в основании которой, конечно, лежат христианские ценности».

Обида в голосе

Противоречия в эклектичном наборе ценностей были заметны не только слушателям, но и спикеру. При этом Путин пытался убедить, что «противоречия не противоречивы»: «Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл «гражданскими вольностями». Поэтому еще так трудно найти выход из ложного конфликта между ценностями личной свободы и интересами государства. Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека», ‒ говорит он в июле 2000 года.

Первые значимые сомнения в выборе либерального, демократического пути развития зазвучали в 2001 году. Выяснилось, что следование декларируемым правилам игры не приводит к достижению тактических целей в борьбе с терроризмом и международных делах. «Террористы, как болезнетворные бактерии, очень быстро приспосабливаются к организму... Они используют в своих целях западные институты, западные понятия о правах человека, защите гражданского населения, но делают это не для того, чтобы развивать эти понятия, не для того, чтобы защищать западные ценности и западные институты, а делают это в борьбе с ними», ‒ говорит президент в октябре 2001 года. Похожая мысль артикулируется месяцем позже: «Террористы обыгрывают нас всех на информационном поле… Они лучше достигают целей, – чем те, которые борются с терроризмом, – апеллируя к общечеловеческим ценностям, не имея с ними на самом деле ничего общего».

Обида на Запад была вторым фактором пересмотра курса: «Вообще мы очень часто слышим о либеральных ценностях в экономике, когда это касается того, чтобы потребовать от России каких-то льгот и преимуществ. Об этих ценностях тут же забывают, когда это касается тех, кто пропагандирует эти ценности».

Сомнения, вызванные двумя причинами, слились в представлении президента в единую картину двуличного и агрессивного окружения к 2006-му году: «Все отчетливее проявляются симптомы межцивилизационного конфликта, который провоцируют не только террористы и разного рода экстремисты, но – и это нужно признать – идеологизированные, шаблонные подходы к международным отношениям, попытки принудительного «экспорта демократии», навязывание своих культурных, жизненных стандартов и ценностей».

Правый разворот

Окончательный поворот в риторике Кремля можно наблюдать с начала третьего президентского срока Путина. Первый раз после его возвращения слово «ценности» мелькнуло в «тронной речи» 7 мая 2012 года, во время инаугурации: «Мы обязательно добьемся успеха, если будем опираться на прочный фундамент культурных и духовных традиций нашего многонационального народа, на нашу тысячелетнюю историю, на те ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни, если каждый из нас будет жить по совести, с верой и любовью к Родине, к своим близким, заботиться о счастье своих детей и благополучии своих родителей».

Дальнейшие заявления подтверждают поворот вправо:

‒ «Мы сохранили курс на суверенное, поступательное развитие государства, сформировали широкую народную коалицию, основанную на ценностях патриотизма, гражданственности, справедливости, на общем стремлении служить России».

‒ «Все мы чувствуем неразрывную тысячелетнюю историю, наш тысячелетний путь, понимаем, что мы прямые наследники общего дела, которым жили наши предки, что мы должны чтить и беречь свои традиции. Среди них подлинный, глубокий патриотизм и взаимоуважение между народами. Эти ценности и сегодня консолидируют наше общество».

Даже упоминая Конституцию, Путин теперь делает акцент не на правах человека: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».

Теперь в ходу патриотическое сознание, сопричастность к судьбе Родины, связь с этническими ирелигиозными корнями.

И это уже был не поворот, а разворот ‒ от будущего к прошлому, к истории, «корням», архаичным традициям.

Наиболее ярко всю дальнейшую риторику отражает заявление президента, сделанное на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай»: «Россия свой выбор сделала, наши приоритеты – дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное внутреннее развитие с учетом всех позитивных современных тенденций в мире и консолидация общества на основе традиционных ценностей и патриотизма».

1 декабря 2016 года в послании Федеральному Собранию Путин сказал: «Граждане объединились – и мы это видим, надо сказать спасибо за это нашим гражданам – вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что все их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней – вот что лежит в основе этого объединения».

Трансформацию риторики от «государство для людей» до «люди для государства» можно считать оконченной.


Tags:

Leave a comment
promo 151151 january 20, 2014 12:38 37
Buy for 100 tokens
Как и обещал пишу про то как мэрия Самары решила пододвинуть алкопродавцов к образовательным учреждениям. Тем более, что Самарское обозрение уже опубликовало сегодня этот анонс))) Итак, 10 декабря 2013 года Глава Самары Д.И. Азаров подписал постановление N1760, регулирующее расстояние между…