?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile My Website Previous Previous Next Next
Выступление в Самарской Губернской Думе - Прорвемся, САМАРА!
Здравствуйте! С Вами Игорь Ермоленко!!!
151151
151151
Выступление в Самарской Губернской Думе
27 декабря выступил на пленарном заседании Самарской Губернской думы с предложениями от имени Самарского регионального отделения партии ЯБЛОКО


Уважаемые депутаты Губернской думы!
Своё выступление я хотел бы начать с того, чтобы вспомнить некоторые наши предложения, озвученные во время предыдущих своих выступлений. Не все из них были услышаны и тем более приняты. Наверное, у каждого есть свой Карфаген, который должен быть разрушен. Из года в год для меня такой темой является вопрос о нормативном подушевом финансировании в образовании.
1. Изменение подушевого финансирования в образовании
Не перегружая цифрами, которые корректируются год от года, выделю главное:
Сумма, которую образовательное учреждение получает за каждого ученика, отличается в зависимости от возможностей региона в несколько раз. Существенной является разница нормативного подушевого финансирования между Москвой и Самарской областью. Можно понять и объяснить различия в финансировании образования учащихся разных ступеней образования или профильных образовательных учреждений, но совершенно недопустимыми и неконституционными являются различия в финансировании обучения по одинаковым программам в различных субъектах федерации.
В условиях отсутствия справедливого бюджетного федерализма большинство регионов не в состоянии самостоятельно решать проблему адекватного финансирования образования. Что ведет к радикальным различиям в условиях обучения.
Партия ЯБЛОКО предлагает внести изменения в Федеральный закон «Об образовании». Поправка касается государственных гарантий на реализацию прав на получение образования. Сейчас государство устанавливает образовательные стандарты, а гарантии отдаются на откуп регионам. И регионы, исходя из своих финансовых возможностей, определяют объем финансирования. Но если стандарт единый для всей страны, то значит, именно государство в лице федеральной власти должно создать условия для его реализации в полном объеме. Предлагается внести изменения в статьи 6 и 8 федерального закона об образовании и установить в нем положения, фиксирующие, что федеральные органы государственной власти утверждают не только стандарт, но и устанавливают объем государственных гарантий на их реализацию. А органы субъекта обеспечивают гарантии в объеме не менее установленного государством. При этом для регионов с недостаточной бюджетной обеспеченностью появляется возможность получения федеральных субсидий.
Сегодня же получается так, что право на образование стало зависеть от региона, где проживает ребенок. Где-то выделяют на его образование 30 тысяч рублей в год, а где-то – 130 тысяч. Должно быть нижнее пороговое значение – как гарантия равного доступа детей к качественному образованию и сохранения единого образовательного пространства страны. Безусловно, такие нормативы должны учитывать и среднюю зарплату педагогов по региону, однако за вычетом этих средств финансирование остальных затрат на обеспечение образования наших детей должно быть равноценным, без ущемления интересов детей в зависимости от территориального проживания.
К сожалению, до настоящего времени депутатский корпус не поддержал данной инициативы, но мы не отступим.
2. Технический регламент реализации спиртосодержащей продукции
При этом есть и случаи положительного рассмотрения наших инициатив. Практически полностью поддержан наш пакет предложений по противодействию алкоголизации населения, что особенно важно в ситуации нынешнего кризиса, связанного с применением суррогатных алкогольных жидкостей вплоть до смертельных случаев среди потребителей.
Я хотел бы выразить поддержку инициативе Самарской губернской думы по запрету продажи спиртосодержащих непищевых жидкостей в нестационарных торговых объектах. В данный момент этот законопроект находится на рассмотрении Государственной думы. Уверен, что его принятие стало бы важной частью пакет законов, регулирующих эту сферу. Наряду с этим необходимо принять решение о запрете продажи спиртсодержащих косметических и лекарственных препаратов через вендинговые аппараты и лицам несовершеннолетнего возраста.
3. Изменение сроков единого дна голосования
Уважаемые депутаты, в своем сегодняшнем выступлении я хотел бы остановиться на ряде инициатив Самарского регионального отделения партии ЯБЛОКО в сфере демократизации и расширения общественного участия граждан в принятии государственных решений.
В уходящем году прошли выборы депутатов Государственной думы и Самарской Губернской думы. К сожалению, явка на них, мягко говоря, могла бы быть выше, что только усилило бы легитимность власти и уровень доверия к ней. В комплексе причин безразличия граждан к голосованию непоследнее место занимает и неудачная дата выборов. В середине сентября еще дачный сезон, а совпадение активного агитационного периода со временем каникул и отпусков существенно снижают интерес к выборам. Предлагается изменить дату единого дня голосования и перенести его либо на ноябрь, либо на март, что повысит активность и участие граждан в избирательном процессе, а следовательно и скажется на уровне доверия к избираемым законодательным органам и должностным лицам. Данная инициатива сейчас активно обсуждается, в том числе в Центральной избирательной комиссии. Полагаю, что инициатива Самарской Губернской Думы, кроме положительного эффекта от самого решения еще и повысит авторитет нашего законодательного органа.
4. Расширение прав граждан на законодательную инициативу
Одной из проблем легитимности власти и реализации прав граждан на управление государством является отсутствие возможности выступать в качестве субъекта законодательной инициативы. Да, в Самарской области довольно широкий по сравнению с другими регионами перечень органов, которые могут выступать с законодательными инициативами. Помимо депутатов, губернатора, правительства и членов Совета Федерации это и региональные общественные объединения, молодежный парламент, общественная палата. При этом надо признать, что не все граждане могут использовать данные механизмы.
Между тем, право на гражданскую законодательную инициативу является формой непосредственного осуществления власти народом, наряду с референдумом и свободными выборами. Указанное право закреплено в Конституции Российской Федерации и относится к основам конституционного строя Российской Федерации.
Возможность предоставления гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации предусмотрена пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В настоящее время эта форма прямой демократии установлена более чем в 20 субъектах Российской Федерации.
Самарское региональное отделение партии ЯБЛОКО предлагает предусмотреть непосредственную возможность для граждан быть субъектами права законодательной инициативы. Считаю, что такой возможностью должны обладать инициативные группы граждан численностью не менее 100 человек. Такая группа граждан имеет право объявить сбор подписей в поддержку своей инициативы, а также право на рассмотрение законопроекта на публичных слушаниях, организованных Самарской Губернской Думой.
Принятие настоящего законопроекта объективно повысит вовлеченность граждан в общественно-политическую жизнь области и будет способствовать как развитию гражданского общества, так и совершенствованию правовой системы.
5. Мировые судьи
Мировые судьи являются важным звеном судебной системы России и рассматривают уголовные, гражданские и административные дела небольшой сложности. Судебные акты, принимаемые мировыми судами Самарской области, непосредственно затрагивают права и обязанности значительного числа жителей региона.
Население в процедуре назначения участвует только опосредованно, через избранных по партийным спискам депутатов, возможности же выразить свою оценку действующему мировому судье у него нет вообще. Кроме того, такой способ формирования судейского корпуса мировой юстиции практически исключает назначение судей из числа юристов, не получивших одобрение органов власти. Российское законодательство позволяет субъекту федерации установить такой способ наделения мирового судьи полномочиями, как его избрание непосредственно населением судебного участка. Представляется, что развитие институтов демократии в России достигло той степени, когда вслед за возвращением института выборных губернаторов, должен вернуться и принцип выборности мировых судей. Граждане должны иметь право самостоятельно избрать судей, которые рассматривают повседневные житейские конфликты. Сформированный на демократической основе судейский корпус станет залогом дальнейшего обновления и настоящей кузницей современных кадров для судов, расположенных на территории Самарской области. Избранный судья с меньшей вероятностью совершит поступок, умаляющий судейский авторитет, дотошней отнесется к рассмотрению дела, чем судья назначенный. Вместе с введением выборности судей следует рассмотреть вопрос об изменении срока наделения мировых судей полномочиями.
Законопроект, который мы планируем внести на рассмотрение Самарской Губернской Думы, предусматривает ряд особенностей избирательного процесса в связи со спецификой выборов мировых судей – запрет на участие в выборах избирательных объединений и финансирование избирательных кампаний кандидатов за счет третьих лиц. Указанные положения являются гарантиями независимости избранного мирового судьи и деполитизируют процесс его избрания и деятельности в качестве судьи в целом.
Введение Самарской областью выборности мировых судей будет одной из первых инициатив такого рода в России и в течение трех-пяти лет коренным образом изменит отношение населения к мировой юстиции и заложит фундамент для дальнейшего роста авторитета суда, гражданского самосознания.
6. Итог реформы местного самоуправления – слушания по итогам
Уважаемые депутаты, в своем предыдущем выступлении на пленарном заседании я озвучил инициативу Самарского регионального отделения партии ЯБЛОКО о возврате прямых выборов глав муниципалитетов области. К сожалению, все значимые решения и распределение бюджетных средств происходят сейчас на таком уровне и таким образом, которые не подразумевают прямого участия граждан. По аналогии с инициативой о выборности мировых судей мы считаем, что непосредственное участие населения в выборах повысит как ответственность избираемых глав городов и районов, так и заинтересованность населения в повышении эффективности власти.
К сожалению, видимо, в связи с избирательными кампаниями прошлого года, включая собственную, депутаты предыдущего созыва не успели содержательно обсудить данную инициативу по существу и с приглашением широкой общественности. Но я уверен, что у нынешнего состава депутатского корпуса времени на это больше. Конечно, учитывая политическую волю действующего губернатора и, возможно, те наказы, которые депутаты получили от населения при голосовании в сентябре 2016 года, рассчитывать на немедленное положительное решение будет излишне смело, но, тем не менее, мы считаем, что необходимо в скорейшем порядке приступить к широкому обсуждению данного вопроса.
7. Система «нулевых чтений».
Вообще, несмотря на наличие большого количества совещательных органов при Самарской Губернской думе, практика широкого и публичного обсуждения наиболее значимых решений не выглядит идеальной. Так, без общественных дискуссий принимались решения о форме избрания глав муниципальных поселений Самарской области. Практически в пулеметном режиме, зачастую даже без возможности дискуссий принимаются важнейшие решения по бюджету. Иногда даже депутаты не успевают к ним содержательно подготовиться, не говоря уже об общественном обсуждении.
Полагаю, что с участием Общественной палаты, Совета политических партий и других совещательных органов губдумы будет целесообразно ввести практику так называемых «нулевых» чтений наиболее значимых вопросов и законопроектов.
На мой взгляд, это повысит уровень подготовленности решений, привлечет дополнительное внимание граждан и в конечном счете будет способствовать росту авторитета законодательного органа и интересу граждан к государственному управлению.




Tags: ,

Leave a comment
promo 151151 january 20, 2014 12:38 37
Buy for 100 tokens
Как и обещал пишу про то как мэрия Самары решила пододвинуть алкопродавцов к образовательным учреждениям. Тем более, что Самарское обозрение уже опубликовало сегодня этот анонс))) Итак, 10 декабря 2013 года Глава Самары Д.И. Азаров подписал постановление N1760, регулирующее расстояние между…